Это интересно
Новости по теме
|
БугакуБугаку — наиболее ранний и самый экзотичный из всех жанров театрального искусства Японии. Созданные в VII— VIII веках как искусство аристократии, придворные и храмовые представления бугаку включают музыкально-танцевальные формы японского происхождения и разнообразные заимствования. В этом жанре сохранены не только наиболее ранние японские музыкальные и танцевальные традиции, в нем содержатся элементы соответствующих традиций, заимствованные в Индии, Юго-Восточной Азии, Китае, Маньчжурии, Корее и давно утраченные в странах их происхождения. Это бесценное культурное наследие и в то же время уникальное искусство. Бугаку — двуединая форма музыкально-хореографического представления. Музыка, его сопровождающая, носит название гагаку. Она очень богата, сложна и необыкновенно своеобразна и поэтому служит объектом пристального внимания исследователей музыкальных структур как в Японии, так и за ее пределами. Она оказала решающее влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу японской традиционной музыки. Музыка и танец существовали в Японии с древнейших времен. Упоминания о них встречаются в многочисленных мифах и легендах. Самым знаменитым в этом плане является миф о разгневанной богине солнца Аматерасу, которая удалилась в небесный грот, а потом снова явила миру свой светлый лик, привлеченная музыкой и танцами, исполненными для нее богами. Это и считается началом традиции церемониальных представлений, которые устраиваются в Японии во время храмовых праздников, по случаю важных событий в жизни императорского двора, в честь высоких гостей, во время всевозможных торжеств и фестивалей. Музыка и танец были непременными атрибутами обрядовых действ и ритуалов, распространенных во всей Японии с древнейших времен. Музыка и танцы различных районов Японии вошли в бугаку одним из составных элементов, так же как и музыкальные инструменты японского происхождения в оркестр гагаку. Широкий поток заимствований в сфере культуры начался в Японии в конце VI — начале VII века вместе с проникновением буддизма. В этом потоке заметное место занимали музыка и танцы из Китая, Кореи, Индии, Вьетнама, с Явы и из других стран Азии. Новое искусство встретило горячую поддержку придворной аристократии и буддийского духовенства, господствующих классов того времени. Все новые и новые танцы и мелодии ввозились в Японию, ввозились и книги по теории гагаку и бугаку. Популярность этого искусства привела к появлению многочисленных аналогичных произведений японских авторов. Были созданы специальные школы для обучения этому искусству. Представления бугаку получили распространение как составная часть придворных церемоний, храмовых праздников и богослужений. Расцвет искусства бугаку приходится на конец VIII — начало IX века. Он связан с деятельностью талантливых японских музыкантов Ото-но Киёгами (?—839) и Овари-но Хамануси (733—844). Они привели в порядок, осмыслили и обработали пестрое множество мелодий, создав искусство бугаку в том виде, в котором оно дошло до наших дней. Число профессиональных музыкантов и танцоров непрерывно возрастало. Было официально введено наследование крупных артистических имен, ставшее традиционным для всех жанров театральной классики Японии. К началу XII века искусство бугаку стало отходить на второй план. Его вытесняли новые виды музыкальных представлений дэнгаку и саругаку, непосредственные предшественники театра ноо, более удовлетворявшие вкусам и запросам воинского сословия, захватывавшего власть и влияние в стране. Однако искусство бугаку продолжало пользоваться покровительством императорского двора, сохранилось при дворе и в отдельных буддийских и синтоистских храмах. Новый расцвет пережило искусство бугаку в конце прошлого века, после незавершенной буржуазной революции Мэй-дзи (1868). Революция проходила под знаменем реставрации императорской власти, и потому искусство бугаку, как все, что было по традиции связано с именем императора, приобрело особое значение. Сыграла свою роль и некоторая демократизация жанра. Если прежде изучение этого искусства было привилегией аристократии и придворных музыкантов, то в 1873 году было издано специальное разрешение заниматься этим искусством всем желающим, и круг исполнителей его расширился. Искусство бугаку оказало огромное влияние на формирование всего театрального искусства Японии. Отдельные его элементы легли в основу японской национальной музыки и хореографии, явились источником традиций классического японского театра. |