Это интересно
![]() ![]() Новости по теме
![]()
|
Здоровый образ жизни![]() Уровень китайской медицины в древние времена был поистине высок. В арсенале медиков Древнего Китая одних только методов нелекарственного воздействия существовало около сотни. Согласно сохранившимся дворцовым хроникам и официальным документам дипломатических переписок, некоторые императоры Поднебесной доживали до 200 лет, а детей зачинали в возрасте 140 лет. Конечно, в императорском дворце было огромное количество ученых-медиков, которые неустанно следили за здоровьем императора, но все же это может свидетельствовать о высоком уровне китайской медицины. В отличие от современной западной медицины, не уделяющей должного внимания проблемам профилактики, китайская медицина рассматривала вопросы сохранения здоровья и здорового образа жизни как важную составляющую медицинских знаний. Известная поговорка гласит: «Поздно копать колодец, когда захотелось пить». Другими словами, чтобы иметь здоровье, необходимо вести правильный образ жизни и постоянно строго требовать от себя. Тело человека в китайской медицине рассматривалось как сложная многоуровневая система, не ограничивающаяся только материальной составляющей, поэтому и подход к лечению также был глубже, фундаментальней. Физическое тело рассматривалось лишь как поверхностный уровень, за ним следовал уровень системы меридианов и энергетических каналов, дальше - эмоциональный уровень. Определяющее же значение имела психика человека, его духовная составляющая. В такой системе каждый вышестоящий уровень иерархии оказывал влияние на нижестоящий. Таким образом, для того, чтобы убрать симптомы и достичь видимого благополучия можно воздействовать на физическое тело. Однако для того чтобы обрести здоровье, человек должен изменится сам. Он должен достичь гармонии с природой и обрести душевный покой. Учение о «золотой середине» путь к здоровому образу жизни Согласно представлениям древних китайских медиков, болезнь зарождается в сознании. Поэтому концепция здорового образа жизни включает, прежде всего, правильное мышление, осознание связи причин явлений и их последствий, соблюдение умеренности и сохранение природной естественности. В Древнем Китае люди отличались спокойным темпераментом, сдержанностью в привычках и эмоциональных пристрастиях. Благодаря этому достигалось внутреннее душевное спокойствие. Такой образ жизни китайцев сформировался под влиянием учений конфуцианства и даосизма. Эти два учения определили развитие всех наук Древнего Китая и, в особенности, китайской медицины. Помимо прочего конфуцианство и даосизм привили древнему обществу понятия о «золотой середине» и срединном пути, соблюдая которые можно оставаться непобедимым. Согласно этим представлениям человек должен избегать крайностей во всех аспектах и тогда сможет обрести здоровье. По этому поводу даос Гэ Хун в книге «Нэй Пянь» изложил свое понимание взаимосвязи между здоровьем и соблюдением умеренности. По мнению ученого, основными причинами разрушающими здоровье человека являются чрезмерные эмоции. Например, такие как печаль, зависть, алчность, чрезмерная радость, праздность, дряхлость, пьянство. Достигая своего предела, они непременно приведут к физическому истощению и смерти. Поэтому тот, кто стремится к крепкому здоровью и долгой жизни не должен слушать и смотреть, пить и есть, сидеть и упражняться, разговаривать и одеваться сверх меры. Понятия о «золотой середине», также распространяются и на физическую активность. Поэтому китайская медицина рекомендует человеку выполнять определенное количество физической работы. В этом случае Ци и кровь смогут беспрепятственно циркулировать, и внутренние органы смогут хорошо работать. Длительная гиподинамия приводит к застою Ци и крови, к истощению функциональных возможностей селезенки и желудка, что приводит к бессилию, слабости конечностей и апатии. В книгах по китайской медицине говорится о том, что «длительное лежание ранит Ци». Чрезмерное физическое переутомление может привести к повреждению Ци и к различного рода патологиям, но разумная физическая активность, безусловно, полезна: тренировки усиливают циркуляцию жизненно важных веществ и способствуют лучшему усвоению пищи. В питании китайская медицина также наставляет соблюдать умеренность. Не следует усиливать пять вкусовых качеств пищи. Такое стремление приведет к нарушению работы внутренних органов. Слишком соленое вредно для сердца, чрезмерно острое нарушит работу печени, слишком кислое губительно для селезенки, чрезмерно горькое вредит легким, а избыток сладкого вызовет дисфункцию почек. Чрезмерное питание и чревоугодие приведет к ожирению и нарушению циркуляции Ци и крови. |