Это интересно
Новости по теме
|
Церковные чудесаОдним из неоспоримых аргументов существования Бога в любой церкви и религии являются чудеса - т.е. события и явления, нарушающие законы физики, статистики, химии и прочих естественных наук. Чудеса происходят, как учит церковь, исключительно по воле Бога или Его противника - диавола. Человек тоже может принимать участие в чуде - но лишь как проситель либо свидетель. Чудеса бывают разные - от внезапно прошедшего насморка до разгона облаков во время богослужения или ежегодного снисхождения Святаго Огня во Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, в каждой религии существуют свои чудеса - и каждая религия их делит на "светлые" и "тёмные". Это аналогично и для РПЦ, и для Вуду, и для примитивных верований "отсталых" народов вроде аборигенов Австралии. Интересным вопросом задавались теософы во времена оны - если в пустыне с неба упал камень, но этого события никто не наблюдал - то падал ли этот камень вообще? То есть, иными словами - может ли произойти чудо без участия человека хотя бы в качестве наблюдателя? Сейчас мы знаем, что падение камней с неба - вполне обычное и заурядное явление, в котором ничего чудесного нет. Но ещё двести с небольшим лет назад так не считала даже французская АН - ей было вынесено решение, что "камни с неба падать не могут". Сегодня мы знаем твёрдо: могут, и падают. И даже определяем, откуда тот или иной камушек прилетел. Одним чудом в жизни людей стало меньше. Но остаются другие чудеса, которые наука объяснить пока не в силах - и всё, что не в силах объяснить наука, "забирают под своё крыло" религии. Правда, список чудес помаленьку сокращается - но вряд ли они совсем исчезнут когда-нибудь. Итак, некое явление попадает в сферу юрисдикции религии. И эксплуатируется по максимуму - как своего рода логотип той или иной веры. Как правило, эти "логотипы" используются в нескольких целях: а) Для доказательства существования Бога свои адептам б) Для подтверждения истинности "своей" веры в) Для подтверждения ложности чужих религий. Если вы думаете, что существует ещё и пункт г) - для улучшения жизни людей - то вы почти заблуждаетесь. Этим пунктом "балуются" разве что "примитивные" народы и частные лица - т.н. экстрасенсы, колдуны и ворожеи-гадалки, кои, несомненно, творят свои чудеса по диавольским наущениям и исключительно с помощью тёмных сил, на погибель рода людского. "Развитые" религии - христианство, мусульманство, иудаизм и буддизм - всеобщей пользой рук не марают. Польза людям от чудес в таких религиях - лишь побочный эффект. Вроде крёстного хода во время засухи - если дождь пойдёт - то слава Богу, главное же для церкви - не урожай на полях, а укрепление веры. А если не будет дождя - то молиться нужно более истово и долго, и в казну церковную жертвовать до осени - тогда точно дождь пойдёт... Но, так или иначе, во время богослужений и молений чудеса случаются довольно часто. Не буду "скакать" по всем религиям и конфессиям - я не такой уж энциклопедист, чтобы детально разбираться во всём на свете. Вырос я в России, ближе всего ко мне было православие - пусть оно и будет основной темой и примером для этого небольшого исследования чудес. Если поговорить с практически любым священником РПЦ, и задать вопрос: а какая вера правильная? - то ответ неминуем: наша. Потому, что... и дальше пойдёт длинный перечень чудес, явленных Господом именно православной церкви через её служителей и адептов. Одним из главнейших аргументов служит ежегодное нисхождение Святаго Огня во Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Причём существует факт, достаточно надёжно зафиксированный в истории: когда в средние века служение в этом храме перешло в руки Армянской Церкви, огонь сошёл не во храм, а снаружи храма - где служили свою службу православные. С тех пор споры за место служения между церквами поутихли. Бог доказал и показал, на чьей он стороне... Своя логика в этих рассуждениях есть, и неплохая. Но можно ли рассмотреть проблему чудес под несколько другим углом - используя принцип бритвы Оккама и отсекая всё лишнее? Попробуем... Для явления любого чуда необходимы две, как минимум, реальные и видимые составляющие: само явление и наблюдатель. Я не говорю о Боге - он в данном случае невидим и неосязаем, а чудо воспринимается людьми как проявление его воли. Или воли Его противника? Наблюдатель этого не может знать достоверно. |