Это интересно
Новости по теме
|
Буддизм и наукаБывший монах Алан Уоллес рассказывает о том, что нового может открыть буддизм западным ученым, почему нужно серьезно относиться к реинкарнации и что такое медитация с Далай Ламой. Диалог между наукой и религией неизменно упирается в спорный вопрос о существовании Бога. Можно ли выявить связь между всемогущим Господом и тяжелой механической поступью эволюции? Способен ли материалист на что-то большее, нежели насмешки над библейскими чудесами? А что если другая религия, нетеистическая, предложила путь для выхода из этого тупика? Некоторые люди рассматривают буддизм именно в этом ракурсе. Сам Далай Лама глубоко заинтересован в сближении науки и духовности. Он регулярно встречается с западными учеными, чтобы сопоставить учения буддизма с последними исследованиями в области физики и неврологии. В своей книге «Вселенная в одном атоме» он писал: « Если в ходе научных исследований будет доказана ложность некоторых утверждений Буддизма, то мы должны отказаться от них и признать открытия, сделанные учеными». По всей вероятности американец Алан Уоллес – один из тех людей, которые больше всего заинтересованы в поиске связей между буддизмом и наукой. В прошлом он сам был буддийским монахом, а впоследствии в университете Стэнфорда получил докторскую степень в области изучения религии. Некоторое время он практиковал медитацию с Далай Ламой и был одним из переводчиков духовного лидера тибетцев. В настоящее время Уоллес возглавляет Институт по изучению деятельности мозга, расположенный в Санта Барбаре, и является автором и редактором многих книг, бросающих вызов основным постулатам современной науки. «Священным объектом ее поклонения, благоговения и преданности является не Бог или достижение духовного просветления, а материя», – писал он. Он обвинил таких выдающихся ученых как Е.О. Уилсон и Ричард Доукинс в том, что на практике они занимаются не чем иным, как «современной разновидностью самой настоящей религии». В своей новой книге под названием «Наука созерцания: общее в буддизме и нейробиологии» Уоллес касается такой сложной темы как разум человека. Он доказывает, что богатый опыт буддийских медитативных практик с их тщательным исследованием состояний ума, в сущности, является одной из первых наук о сознании, которая могла бы во многом помочь западным ученым. «Субъективность является главным табу научного материализма», – пишет Уоллес. Он считает, что буддийское исследование скрытых ментальных состояний гораздо предпочтительнее того, что он называет западным «культом мозга». По его мнению, одержимость новой теорией, делающей акцент на химических процессах, создает ложную картину влияния на здоровье человека. «В таком случае психофармакологические и психотропные средства следует рассматривать как основной источник счастья и избавления от страданий», – говорит он. Также Уоллес выступает с жесткой критикой в адрес психологов и неврологов, которые высокомерно считают умственную деятельность человека всего лишь следствием физико-механических процессов работы мозга. Он открыто выдвигает гипотезы о возможности перерождений и трансцендентного состояния ума, которые большинство ученых считает смехотворными. Речь Уоллеса довольно быстрая, во время беседы он часто смеется и заражает собеседника своим энтузиазмом. Мне говорили с ним по телефону о буддийской концепции сознания, причинах личного критического отношения к науке и христианству, а также о научном подходе к исследованию реинкарнации, сторонником которого он является. Почему вы считаете, что буддизм способен направить полемику между наукой и религией в новое русло? Буддизм может внести множество корректив, и на это есть ряд причин. Взять хотя бы исторические. Еще со времен Галилея между религией и наукой на западе существует некое противостояние, если не сказать настоящая война. Буддизм же оказался за чертой этого конфликта. Он не относится к теистическим религиям, как христианство. В то же время это и не совсем наука, как те же физика или биология. И существует еще одна причина, по которой у буддизма есть шанс сказать новое слово. Несмотря на то, что в нем, бесспорно, присутствует набор таких религиозных элементов, как монахи, храмы, ритуалы и молитвы, он обладает широким спектром эмпирических методов для исследования природы ума, выдвижения различных гипотез и их доказательств. Существует общепринятое мнение, что наука и религия – это совершенно разные области. Эмпирическое царство науки представляет собой набор явлений и теорий, касающихся мира, который мы видим вокруг, тогда как религия оперирует догмами и делает упор на моральные ценности. Но вы ведь не являетесь сторонником такой дихотомии? |